С того момента, как ваш ребенок вырос из пеленок, стал посещать детский сад, гулять во дворе, его круг общения значительно расширился. Если раньше единственными «собеседниками» малыша были мама, папа и другие близкие родственники, то сейчас это сверстники – такие же дети, как и он сам. Чем взрослее ребенок, тем больше и ощутимее общение со взрослыми уходит на второй план, отдавая приоритет контактам с друзьями.
Если со стороны понаблюдать за тем, что происходит в каждой группе детского сада, то можно заметить, что в каждой из них отношения между детьми буквально бурлят, кипят, то взрываясь, то успокаиваясь. В течение дня ребенок в детском саду может несколько раз поссориться, помириться, обидеться и натворить множество мелких пакостей. Взаимоотношения между детьми дошкольного возраста очень эмоциональны, потому что они действуют, говорят и делают то, что им хочется, что велят их чувства. Дети переживают богатую гамму чувств, тогда как отношения между взрослыми строятся с учетом здравого смысла, рассудка, общепринятых норм и правил. Общение со сверстниками в дошкольном детстве – это богатый жизненный опыт для ребенка, который станет основой в его дальнейшем развитии как личности. От того, каким будет этот первый опыт общения, будет во многом зависеть и определять его отношение к окружающему миру и людям.
Но не всегда получается так, что этот опыт общения положительный. Иногда он может негативно отразиться на развитии личности, в последствие у ребенка, когда он повзрослеет, могут быть серьезные проблемы в общении с друзьями, членами семьи и другими людьми. Чтобы этого не произошло, родителям необходимо очень внимательно следить, как складываются у ребенка отношения со сверстниками в детском саду, во дворе и других местах, где дети контактируют друг с другом. Если вы заметили, что у ребенка есть проблемы в общении, то очень важно понять их причину. Но при этом не стоит считать, что если ребенок поругался, обиделся, то это уже повод для беспокойства. Следует насторожиться, если ваш малыш постоянно конфликтует со сверстниками, является изгоем в детском коллективе, если у него нет друзей. Чтобы понять, есть ли проблема в общении у вашего ребенка или нет, необходимо знать закономерности и особенности общения детей дошкольного возраста. При этом следует помнить, что общение ребенка со сверстниками и общение ребенка с взрослыми – это две разные вещи.
Чем отличается общение ребенка со сверстниками
от общения ребенка с взрослыми?
Ребенок в кругу сверстников и ребенок в кругу взрослых – это как будто два разных человека. Очень часто воспитателям и педагогам приходится слышать от родителей, что их ребенок очень активный, много кричит, бегает, прыгает, но когда этот ребенок попадает в группу сверстников, то его поведение может быть совсем другим. Он может быть замкнутым, скромным, тихим малышом. Достаточно часто происходят и другие случаи, когда педагог или воспитатель жалуется родителям на плохое поведение ребенка, то они не могут в это поверить, ведь дома их малыша не видно и не слышно. Такие ситуации наглядно демонстрируют то, как ребенок может меняться в зависимости от того, в каком обществе он находится – в кругу семьи или в кругу сверстников.
Большинство дошкольников в общении со сверстниками очень эмоциональны, раскованны. Тогда как со взрослыми дети проявляют спокойствие, они не позволяют в общении со старшими резких криков, громкого смеха и других ярко выраженных эмоций. Даже если понаблюдать за мимикой и жестами ребенка, то можно увидеть существенные различия. Общаясь со взрослыми, дети более скованы, а с одногодками они очень экспрессивны: могут ярко выражать нежность, а могут выразить свое недовольство, спровоцировав драку.
Начиная с четырех лет, малышам гораздо интереснее общаться с такими же детьми, как и он сам, а не с родителями. Поэтому экспрессивность чувств и эмоций из общения со взрослыми уходит и переходит на контакты со сверстниками. Дети дошкольного возраста, конечно, при их правильном воспитании, понимают, что в общении со старшими можно позволить себе далеко не все: нельзя кричать, драться, ругаться и т.п. Тогда как в общении со сверстниками они это могут себе спокойно позволить. Они ведут себя крайне непринужденно, свободно и раскованно: дети дразнят друг друга, кривляются, дергают друг друга за косички – в общем, делают все, что мы взрослые называем детским безобразием, от которого мы быстро устаем. А дети так могут общаться друг с другом днями напролет без всякой усталости. Подобное «безобразие» не стоит запрещать, если оно не выходит за рамки приличия и нравственного поведения. Ведь в таком детском кривлянии проявляется оригинальность ребенка, его индивидуальность.
Неудивительно, что дети дошкольного возраста очень любят фантазировать, представлять себя различными героями. Такое творчество необходимо поощрять, например, превратив это не в простое кривляние, а в театрализацию. В общении и играх со взрослыми дети, как правило, ждут инициативы от взрослого, предпочитают отвечать на его действия и высказывания. Играя же со сверстниками, дошкольники склонны брать всю инициативу на себя, то есть каждый старается быть лидером в играх, быть ведущим. Именно такая психологическая особенность общения детей-дошкольников часто приводит к конфликтам. Дети категоричны, не могут вести диалога, если ребенок решил, что он будет ведущим, значит так и должно быть, желание сверстников даже не рассматривается – отсюда ссоры, драки, обиды.
Дошкольное детство принято разделять на несколько периодов. Младший дошкольный возраст охватывает период от двух до четырех лет, средний дошкольный возраст – четыре-пять лет и старший дошкольный возраст – пять-шесть лет. Для каждого периода характерны свои особенности общения со сверстниками.
Особенности общения детей старшего дошкольного возраста
Детское общение включает в себя не только игры и какие-то действия по отношению к игрушкам, но и беседу. Если еще в среднем дошкольном возрасте дети не способны долго просто так разговаривать друг с другом, то начиная с шести лет, дети могут продолжительное время рассказывать друг другу, что они видели, слышали, смотрели и так далее. На данном этапе дошкольного детства общение уже не связано с играми и игрушками, дети могут просто разговаривать друг с другом. В шестилетнем возрасте в детском коллективе значительно понижается конфликтность. Теперь они стараются со всеми дружить, у них проявляется сопереживание, они стремятся помочь друг другу. Так, например, во время какой-либо игры дети могут подсказывать друг другу ответы, хотя им это невыгодно. Но они этого не понимают, для них главное – помочь сверстнику. Но соревновательный дух в шесть лет у детей не исчезает, хотя теперь они видят не только успехи и неудачи товарища, но могут определить его настроение, понять желания.
В старшем дошкольном возрасте детям хочется не только рассказать что-то свое, но и послушать других детей. На данном этапе очень важен положительный пример родителей, потому что дети буквально отражают выражения, поведение своих мамы и папы. Дети могут негативно высказаться о ком-то так, как делают это его родители, или наоборот, проявлять сострадание, стремление помочь и другие положительные качества. В шесть лет, как правило, у каждого ребенка есть лучший друг и группа приятелей, которые ведут себя немного обособленно по отношению ко всем остальным. На почве этого может возникнуть ревность, когда ребенок переходит в другую группу общения.
Дети шести лет любят обсуждать, кто с кем дружит, а кто ругается. Если ребенок хочет с кем-то дружить и получает отказ, то сильно переживает. На данном этапе родителям очень важно добиться доверия ребенка, чтобы он делился своими впечатлениями и переживаниями, обидами и бедами. Для ребенка очень важна поддержка родителей в трудные моменты. Конечно, для нас, взрослых, ссора ребенка может показаться глупостью, а для ребенка это серьезное эмоциональное переживание. Очень важно его успокоить и помочь решить проблему, вы должны стать для ребенка авторитетным советчиком.
Что делать, если у ребенка нет друзей?
Если ребенок не рассказывает вам о своих сверстниках, если он не может ответить на вопрос, кто у него друзья, то это должно насторожить. Скорее всего, у вашего ребенка просто нет друзей в силу тех или иных причин. И в такой печальной ситуации ребенку обязательно нужна помощь взрослого. В большинстве случаев детей-друзей связывает детский сад или прогулки во дворе. Но далеко не каждый ребенок легко идет на контакт со сверстниками, некоторые из них замкнуты и практически не имеют друзей. Если вы заметили, что у вашего ребенка существует такая проблема, то не стоит на этом акцентировать внимание ребенка. Помочь ему нужно незаметно, чтобы малыш не понял, что он какой-то не такой, как другие дети. Спасти ситуацию помогут знакомые, в семье которых есть дети такого же возраста. Их можно чаще приглашать в гости или договориться выводить детей на прогулку в одно и то же время. Чтобы ребенок стал более раскрепощенным в общении, можно записать его в какую-нибудь секцию, творческое объединение. Таким образом малыш будет заниматься любимым делом и при этом общаться с единомышленниками, ведь общее хобби объединяет не только взрослых, но и детей.
Обратите внимание, возможно, что в вашем ребенке нет таких качеств, вызывающих симпатию и уважение у окружающих, как способность идти на компромиссы, сопереживать, взаимоуважение и взаимопомощь. Ребенок, у которого присутствуют эти качества, всегда найдет себе друзей. Такие качества личности у детей необходимо развивать своим собственным примером. Безусловно, что за неделю и даже за месяц развить заботу и внимание к окружающим невозможно, но постепенно ребенок этому обязательно научится.
Отсутствие друзей-сверстников у ребенка может быть связано с тем, что он предпочитает общение с более младшими детьми или взрослыми. И это неплохо, но тем не менее, каждый дошкольник должен уметь находить контакт и со сверстниками, потому что когда он вырастет, ему придется иметь дело с людьми разных возрастов.
Заключение
Общение со сверстниками – важнейшая составляющая жизни ребенка в дошкольном детстве. Очень важно, чтобы это общение было полноценным и соответствующим возрасту ребенка. И задача родителей – сделать его таковым, не забывая про свой собственный пример, который лучше всяких слов.